В помощь адаптирующимся

В помощь адаптирующимся (детям и родителям).

С научной точки зрения поступление в детский сад – это стресс, к которому детский организм должен адаптироваться. Время адаптации каждого ребенка может быть различным – от 20 дней до 2-6-месяцев. Исследования показывают, что в первые годы жизни дети при расставании с мамой испытывают настоящий стресс. Биение сердца учащается, и программа выживания сигнализирует: опасность! С огромной энергией малыши мобилизуют все свои резервы, чтобы удержать маму – ползут за ней, плачут, цепляются. Это древнейшая уловка природы: такое поведение пробуждает в маме охранительный инстинкт, заставляет оставаться с крохой, повсюду носить его с собой, редко отдавать в чужие руки. Однако, как это ни тяжело для матери и ребенка, но расставания неизбежны. Увидев, что мамы нет рядом, ребенок испытывает глубокое беспокойство, не зная, вернется ли она когда-нибудь. Конечно, сперва ребенок будет пытаться не отпускать Вас – это нормально. Ведь Вы для него олицетворение дома, который дает им защиту, в котором они получают все необходимое. Но даже самые маленькие дети могут переносить разлуку, просто надо поддержать их, помочь им. 

Поэтому, первое, что нужно сделать – это настроиться на посещение детского сада именно маме. Ведь ребенок очень остро чувствует Ваше внутреннее колебание и легче ему от этого не становится. Поймите, в саду работают люди, которые очень любят детей и желают им только добра. Вы передаете свое чадо в надежные руки!

Заранее ознакомьтесь с распорядком дня сада и строго придерживайтесь его дома (даже в выходные дни).  Не устраивайте «отсыпных» дней: если ребёнок не высыпается, значит пересмотрите свой режим.

Перед выходом в сад объясните ребенку, что это такое. Например, можно сказать, что это теперь его работа, ведь он уже большой. Проведите аналогию с мамой/папой. Сказав, у родителей своя работа – у малыша работа – это сад.

Дайте представление ребенку, чем он будет заниматься в саду (гулять, играть с игрушками и детишками, лепить, рисовать, читать сказки, петь и танцевать и т.д.). Многократно повторяйте свой рассказ, окрашивая его положительными эмоциями. Можно привести позитивный пример из своего детства. Например: «когда я ходила в садик, мы с детками строили замки из песка, и мне это очень нравилось, было так весело!» Также можно поиграть с ребенком в детский сад. Начиная от бытовых процессов (кормление, одевание, сон), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки, и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

Не устраивайте бесконечных сцен прощания! Чрезмерная заботливость мамы или суетливость убеждают ребенка, что расставание опасно. И ребенок начнет бояться отпускать Вас. Уходя из сада всем своим видом показывайте, что оснований для страха нет. Твердо и весело попрощайтесь, но не затягивайте этот процесс. Когда малыш чувствует Вашу решимость, никакой особенно драмы обычно не бывает. Полезными  – для детей и для Вас - могут быть некие ритуалы, повторяющиеся при каждом уходе. Даже младенцам они дают некое чувство уверенности, облегчают им разлуку, хотя они и не понимают наших слов и не могут себе представить, как долго мама будет отсутствовать. Если вначале расставание дается с большим трудом, то желательно не отводить ребенка в детский сад самой, а поручить это еще кому-нибудь, например, отцу.

И еще одно обстоятельство, из-за которого маленькие дети трудно переносят разлуку: у них пока еще нет чувства времени. Надо разделить время пребывания в детском саду на кусочки, понятные ребенку, на которые он сможет ориентироваться: «После еды ты поспишь, а когда проснешься, я уже буду здесь». Такие утешители, как любимый мишка или машинка помогают малышам справиться с огорчением. Если Вы потом возвращаетесь к ребенку в точно назначенный срок – все в порядке.

Оставляя ребенка в группе до вечера, помните, что в эти дни он очень устает, бывает перегружен впечатлениями, с пониманием относитесь к его «необоснованным», на ваш взгляд, капризам и просьбам. Он может попроситься на руки, может отказаться сам кушать, побоится засыпать один, или часто будет просыпаться ночью и звать маму. Не волнуйтесь – это следствие усталости и тоски по маме. Ведь в окружении посторонних ребенок часто старается сдерживать негативные эмоции, поэтому выплескиваются они только вечером дома.  Пойдите ему на встречу, не сердитесь и не раздражайтесь. Замечательно, если при встрече ребенок будет чувствовать, как вы ему рады. Важно найти время на то, чтобы приласкать его, поиграть с ним. Помните: малышу намного тяжелее, чем вам. Поэтому ему так нужна ваша помощь.

Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.

Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмёт с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

Но самое главное – помнить, что у каждого ребенка адаптация индивидуальна! И только безграничная любовь родителей может помочь ему пережить этот стресс!

 

Удачной Вам адаптации!

Ваш «КораблиК»